Информация. Образ. Коммуникация

В гармонии с собой и с МИРОМ

Previous Entry Share Next Entry
Стратегия развития малого города. Применимо не только к Бирску
evakutsueva
 После посещения Бирска много думаю над развитием малых городов, общаюсь с людьми. Мне не хочется верить, что они, не выдержав конкуренции с городами-гигантами,  просто исчезнут. Я уверена, что при грамотном подходе к развитию территории, базирующемся на социологических  исследованиях, экономической составлющей, учитывая традиции, состав и менталитет жителей, можно развить город, сделать его комфортным для жителей и гордостью для страны и Мира.

В общем,что я решила, пусть главы городов и районов всё равно мой блог не  читают, постараюсь  (для себя) предельно конкретно сформулировать стратегию развития  города, опираясь на теоретические наработки Дениса Визгалова.

red-delicious-apples-44337[1]Что должно быть для эффективного маркетинга территорий.

1) Базовая инфраструктура, да, да именно дороги.  Места, где поесть, придорожные кафе, бесплатные туалеты в городе, больницы, школы, спортклубы, дискотеки. 

2) Управляющая компания, которая будет заниматься всеми вопросами разработки стратегии и ее реализации на практике.

3) Основа в культуре – об этом часто забывают навязывая «образ развития территории сверху», зачастую это не находит отклик в душах людей, проживающих на территории.

4) Информационное продвижение.

Четкая ассоциация должна возникать с этим городом.

 Большую часть проекта должны делать… жители, именно они должны стать носителями идеи, а вовсе не специалисты по брендингу и маркетингу территорий. А для того, чтобы это произошло, идея должна срезонировать, найти опору на что-то подсознательно глубокое, уже живущее в людях этого города: общая историческая память, легенды, мифы, городские персонажи и связанные с ними истории.

Именно здесь хорошо привлечь на помощь краеведов, музейных работников, поэтов и писателей, как носителей и основное формирующее звено культурного развития.

Но нет универсальных технологий, Визгалов и сам говорил, что в каждой территории приходится начинать все заново. Забыть весь свой опыт и «вникать в территорию», начиная с нуля.

Или вот Белорецк, когда ездили в блог-тур в "Диостан", проезжали по городу, очень красиво, горы, природа потрясающая, почему это не сделать визитной карточной и зарабатывать на этом деньги? На образе зарабатывать деньги! Ведь их впоследствии можно направить в инфраструктурное развитие.

 То есть сначала создаётся образ, а потом под него начинает  трансформироваться, изменяться, «подтягиваться» сама реальность.

Это же на самом деле всегда так, сначала ты что-то задумываешь, буквально видишь как это все будет в конечном, реализованном состоянии выглядеть, а потом от конечной точки, от достигнутой уже в своем сознании цели отстраиваешь этапность реализации «обратно», вплоть до сегодняшнего момента, потом еще деление и уже - перечень действий и сроков, и в итоге понятно: что, когда и с кем делать и что должно стать свидетельством успеха, количественным и качественным показателями реализации задуманного.

Итак, в данном случае, говоря, про развитие Бирска и других малых городов республики, что важно помнить, а важно помнить на КОГО направлена маркетинговая стратегия.

А групп, цитируя Визгалова, всего три: Инвесторы, Туристы, Горожане.

Туристы – для них  позиционирование Башкирии как центра туризма всевозможных видов: спортивный, событийный, гастрономический военный. Мы пока Визгалов рассказывал о лохнесском чудовище как бренде решили в озере неподалеку тоже кого-нибудь забрендировать. J

А есть еще производственный туризм, он актуален там где есть производства, а вот в Бирске-то есть. Вы знаете, например, что там игрушки производятся, завод «Спектр» делает такие которые были в нашем детстве и у наших даже родителей: кубики, пирамидки разноцветные.J

 А ведь можно и этот инсайт – воспоминания о детстве и их  материальное воплощение, вывести в конкретные экономические плюсы через организацию именно производственного туризма. Надо опираться на то, что есть, а легендарная  школа стрельба из лука, я вот о них тоже не знала, шеф сегодня вспомнил, говорит в Союзе одна из самых сильных школ была. И чемпионка Европы среди юниоров в Бирске живет, кстати.J

Мифомышление и мифотворчество, тут вам и молодильные яблоки, секрет приготовления которых знали лишь монахи и только в Бирске. Тут и купец, который фактически своим усилиями создал город, и чей памятник безымянный стоит на главной площади.J

 Да много чего, мифотворчество, так вообще моя любимая тема, грамотно продуманный миф быстро подхватывается массовым сознанием и уже совсем скоро миф начинает трансформировать реальность, и способствовать ее улучшению, если изначально базируется на осмысленных и вычлененных из общего потока образах, если прописана стратегия его развития и если он находит отклик у людей… О них почему-то всегда забывают, создавая изначально неживое и неразвивающееся аморфное нечто, а надо не сверху навязывать, снизу, среди людей отбирать, и на этом базироваться. Мысль вроде ясна, и даже примитивна, а на деле, практически никогда у людей-то и не спрашивают, а им оно надо? Вот надо им «Бирское яблоко», может что-то другое? Образы какие-то может есть дороже?J

Если же все таки яблоко.

Яблоко, как я уже писала в постах, посвященных Бирску, не есть просто «яблоко» как фрукт, а есть символ. И «Бирское яблоко», на мой взгляд, это не только и не столько развитие яблочного производства, вареньев, пирогов и сидров, а смыслы, которые веками и тысячелетиями ассоциируются с «яблоком» и часть из которых, возможно, очень хорошо ложаться на менталитет и дух города. Понимаете?J

Простота, доступность, вкус, завершенность формы - это то, что в равной степени можно отнести и к яблоку и к Бирску.

Если же мы заужаем и видим развитие бренда только через развитие яблочного производства, так это изначально провально, понятно, же что нет экономических предпосылок, существующий плодопитомник, вряд ли справится, жители, не будучи в резонансе с идее не станут «евангелистами бренда». J

Все можно уместить в нескольких абзацах, кому лень читать текст выше - выжимка.

Развитие территории. Пошаговая стратегия.

1. Провести социологическое исследование.

2. На этой основе создать образ, его словестное и графическое исполнение.

3. Определить целевые аудитории – жители, инвесторы, туристы.

4. Сформировать для каждой из целевых аудиторий собственную модификацию бренда.

5. Сформировать перечень мероприятий для каждой целевой аудитории

6.. Прописать стратегию медийного освещения и информационного продвижения.

7. Начать работать, набрав команду из 7-10 профессионалов с четким разделением ответственности и знаниями и соблюдениями сроков.

Я прямо сейчас пишу и чувствую, как отреагируют чиновники, я уже однажды, будучи пиарщиком, писала, что является «критериями успешного чиновника», это максимально быстро и желательно в такой последовательности сказать: « у нас нет денег, да мы это уже итак делает, да это и не нужно никому».

В данном случае, при обозначенном выше подходе, сначала нужны вовсе не деньги, а вИдение и ИДЕЯ. Затем стратегия и детальный план, плюс команда профессионалов, а вот на них нужны деньги, но такие вложения себя оправдают. Конечно, если, в третий раз повторю, учитываются потребности жителей данной территории.

Имидж и бренд города на самом деле формируют сами городаже, то, как они выглядят, как одеты, что и как рассказывают о городе, связывают ли с ним свое будущее.

Особенно важно, мне кажется, начать эту работу сейчас, когда до большого юбилея Бирска – год. Год – это хороший срок можно успеть гораздо больше, чем если делать в последние три недели. Но для этого нужно НАЧАТЬ СЕЙЧАС..

 


  • 1
Женя, ты разучилась ставить кат? )

Специально не ставила, я редко пишу большие тексты, а здесь не хотелось убирать..хотелось чтобы видна была картина целиком

Очень актуальная тема для Башкирии.
Многое для себя открыл. Отдельное спасибо за Белорецк.)

Белорецк- супер) При любой возможности поеду туда вновь

Начнем! Мэром какого города ты хочешь быть?
Можно Нефтекамск выбрать?

В том то и проблема, что мы с вами не мэры, а значит пока это все теория, а хотелось бы чтобы стала практикой

Спасибо. Приятно и познавательно почитать.
Хорошо, что не убрала под кат - по диагонали сразу проглядел и впитал.
===
Кстати, а чем знаменита твоя личная малая родина?

О, про Салават я могу много чего написать и напишу, но не сейчас

никто на это не даст денег.

7. Начать работать, набрав команду из 7-10 профессионалов с четким разделением ответственности и знаниями и соблюдениями сроков.

Жень,этот пункт и зависает. Потому как по большому счету никому это не надо.

Надо сделать, чтобы не зависал и в этом большая роль главы города, как лоббиста интересов

1. не дадут денег;
2. людям по бОльшей части проще переехать в столицу, нежели развивать свой меньший город;
3. возвращаемся к вопросу о российском менталитете - пока людей не заставишь думать иначе, изменений не произойдет.

1. Под обоснованный проект, к юбилею тем более- есть шансы
2. Не все хотят и МОГУТ уехать
3. А и не надо заставлять, надо просто направить энергию совместных действий на благо жителей и города.
Технологии известны, было бы желание, Саша

мне кажется,жителям тоже несильно все это интересно будет,мне показалось, что они какие-то аморфные чтоли,да простит меня Лена,если только результатом всего этого их привлечь.

мы видели очень мало людей, Настя)

"Мёртвые души" читали? Там тоже был один помещик-любитель красивых бизнес-планов. В высших сферах витал, на грешную земную жизнь взглянуть боялся. Вы бы лучше с вашим президентом баш.промышленностью и баш.с/х занялись бы сначала. Прекратили бы способствовать алкоголизации нашего доброго, слабого населения. Показали бы ему (населению) реальные цели, м.б. и силу бы применили. Процесс-то слишком далеко зашёл. Сможете ли вот объяснить люмпену: ....если же мы заужаем и видим развитие бренда только через развитие яблочного производства, так это изначально провально, понятно, же что нет экономических предпосылок, существующий плодопитомник, вряд ли справится, жители, не будучи в резонансе с идее не станут «евангелистами бренда»....имидж и бренд города на самом деле формируют сами городаже, то, как они выглядят, как одеты, что и как рассказывают о городе, связывают ли с ним свое будущее....?? Люмпену сразу же стыдно станет, пить бросит, на хорошо оплачиваемую работу поступит, костюм модный прикупит, чтобы не пугать японских пенсионеров с фотоаппаратами. И будет у вас расцвет малых городов и райские кущи. Маниловщина, одним словом.

а есть хоть одна новость в жизни, на которую вы когда-либо отреагировали не пессимистично?

Интересный подход и в целом вполне реальный для реализации. Редко можно увидеть такой здравый подход с выделением группы "жители города". Чессно говоря я полностью разделяю такой подход. если нет жителей любящих свой город не будет и города.
Печально слышать от бывших нашей землячки о преимущественном развитии мегаполисов и о том, что малые города не нужно поддерживать. Это мнение человека оторванного от жизни. Благо девушка финансист уже не определяет политику в стране и малые города сами могут распоряжаться своей судьбой.

Женя, рада, что ты озаботилась проблемой развития малых городов - спасибо Визгалову, что он сумел нас так вдохновить.
Но гораздо полезнее, чтобы этим озаботились главы регионов.
Главное, к чему они должны стремиться - это к обеспечению благосостояния жителей вверенной территории. И именно они должны думать о том, что надо для этого сделать. А в первую очередь надо организовывать производства, создавать рабочие места, и все мысли должны работать в этом направлении.
Развитие территорий, инфраструктура, инвестиции, кластерные политики разных отраслей, стратегии и тактики - это всё нужно только для одного: чтобы людям жилось хорошо и лучше. Поэтому надо просто думать о людях. Работать для людей - это очень правильный лозунг, который должен стать жизненным кредо всех чиновников и руководителей всех уровней. И давно пора претворять его в жизнь. И тут ты права: главное - было бы желание.



Знает, почему людям и властям в Бирске было неинтересно? Потому что на развите туристических направлений нужны время и ресурсы. Нет у них ни того, ни другого. Люди всё своё время тратят на заработок, который им позволит жить более-менее прилично, а многим хоть как-нибудь. А власти озабочены тем же, только цифры иных порядков. И развитие туризма, фестивали и прочее воспринимается как излишество, на которое нет того самого часа, который "потехе".
Правы schopine и natalvital, надо промышленность и с/х развивать, рабочие места создавать, дать возможность людям зарабатывать не просто на жизнь, а на достойную жизнь. Тогда у них и время появится и ресурсы, чтобы заниматься чем-то ещё.

Мне очень жаль, что блогеры рассуждают как чиновники с 30-летним стажем госслужбы, никто и не противопоставляет "производсто и маркетинг развития территорий", речь идет о стратегии и ОБРАЗЕ, это не значит,то бренд отдельно, промышленность отдельно. Это настолко обыденная и часто прослушиваемая мной фраза в "кабинетах", что я крайне опечалена увидев ее здесь. ОБРАЗ должен быть, понимате, генеральная стратегия развития, и прозводства и туризм и тп.развиваются в рамках этого. "Если были бы деньги"- вопросов нет, а вот как придумать,чтобы они появились, вот в чем вопрос,и ответ один, создавать яркий образ, все время занимаюсь развитием производств, и делая жителей территории не своими врагами, а союзниками

(Deleted comment)
1.Это не вопросы лектора, понятно, кто обязан исполнять, координировать и решать вопросы экономического развития территории, поправьте меня ,саша, если не понятно.
2.наберите в википедии что такое социологическое исследование, здесь отвечу кратко, опрос жителей с репрезентативной выборкой, именно он является базой, на которой надо все строить
3. Визгалов профи, вы-нет, как минимум, не в этом вопросе, не попытка вас задеть, констатация факта. Я тоже читала его публикации, и интервью видео смотрела, по существу. без воды и применимо к нашим территориям.Тем более он сам из Белорецка, понимает специфику республики.
4.не согласна, это фраза означает, что каждый должен заниматься своим делом, чиновники - государственными делами, пиарщики и ивент-менеджеры - проведением меропрятий, экономисты просчетом и SWOT анализом, а не кк сейчас ,когда каждый сотрудник курирующего меропритяиие министерства "и швец, и жнец и на дуде игрец"

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Евгения, я от всей души желаю вам оставаться такой же оптимисткой в государственной структуре!

Но без обратной связи никакого маркетинга не будет.Низы может и захотят, но если
не будет пендаля самим верхам, то
воз будет и ныне там. Взять, например, наш внутрений туризм. Где он?
Низы -практики разработали реально действующие программы, только профильным министерствам и ведомствам это не
нужно. Они лучше
либо австрийцев
выпишут, кучу бабала в трубу выкинут, либо УГАЭСу закажут, тоже деньги на ветер. Сколько таких "прожектов", программ развития внутреннего туризма, далеких от реальности разработано, пальцев на руках не хватит. И такая же ситуация с кластерами, технопарками и пр.
Конечно, это вопрос не к вам, а к системе. Я сейчас читаю роман
"Каменный пояс"
про династию Демидовых, и в очередной раз
убеждаюсь, что со времен Петра I в нашей стране ничего
не поменялось. Такие
энергичные как вы стараются расшевелить безликую массу трутней.


Ах,Катерина, только ФЗ 79 "О госслужбе" и здравый смысл не дают мне написать хороший аналитический пост в ответ на Ваш комментарий) Но нас таких, неравнодушных, много,на самом деле, и хочется верить, что скоро количество начнет переходить в качество.Насчет Вашего предложения в личке, подумала, даже поговорила с шефами, надо понять будет ли это интересно людям - закулисье работы чиновников

  • 1
?

Log in